Реклама на квитанциях ЖКХ
Квитанции ЖКХ, также как и электронный дневник компании со 100%-ным иностранным участием ООО «Дневник.ру», еще совсем недавно часто напоминали по внешнему виду рекламные листовки.
На них была напечатана разнообразная реклама, более того некоторые рекламные компании подсуетились и стали размещать рекламные листки, похожие на рекламные листовки, совмещенные с квитанциями ЖКХ.
Это очевидным образом нарушало право граждан на получение надлежащим образом оформленных платежных документов на оплату коммунальных услуг.
Платежные документы должны соответствовать требованиям, установленным п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, который содержит закрытый перечень информации, указываемой в платежном документе. Оборотная сторона платежного документа (квитанции ЖКХ) является его неотъемлемой частью, в связи с чем также должна удовлетворять требованиям п. 69 Правил.
Размещение рекламной информации в платежном документе не предусмотрено Правилами, нормативными актами, договором о предоставлении коммунальных услуг.
Вступившим вы законную силу решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 02.06.2015 было установлено, что согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), ненадлежащая реклама — реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, а отказ УФАС России Нижегородской области в возбуждении дела о нарушении рекламного законодательства является незаконным. Суды всех инстанций, включая Верховный суд России поддержали это решение.
Оно основано на то, что в соответствии с ч. 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Понятие «законодательство Российской Федерации» включает в себя в том числе жилищное законодательство. Согласно статьи 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, при этом платежные документы должны соответствовать требованиям, установленным п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правил).
Пункт 69 Правил содержит закрытый перечень информации, указываемой в платежным документом, а оборотная сторона платежного документа является его неотъемлемой частью, в связи с чем также должна удовлетворять требованиям п. 69 Правил. Согласно пп. «л.» п. 69 указываются «другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы».
Размещение рекламной информации в платежном документе не предусмотрено Правилами, нормативными актами, договором о предоставлении коммунальных услуг, в связи с чем действия по её размещению нарушают требования п. 69 Правил, являющегося составной частью жилищного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, размещение рекламы на оборотной стороне квитанций на оплату услуг ЖКХ является нарушением законодательства Российской Федерации, что запрещено ч. 11 статьи 5 Закона о рекламе.
Нижегородское УФАС России по жалобе гражданина стало заниматься вопросом незаконного размещения рекламы на квитанциях и выдавать предписания нарушителям рекламного законодательства. В частности, предписания получили ПАО «ТНС энерго НН» и даже ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород».
Читать судебные решения, в которых идет речь о безуспешных попытках этих коммунальных монстров обжаловать решение и предписание УФАС весьма поучительно.
Затем стали возбуждаться дела и в других регионах, после чего «проснулся» и законодатель.
Хотя с принятием закона возникли сложности – возбудилась на защиту рекламодателей В.И. Матвиенко. Однако в конечном итоге закон о прямом запрете рекламы на квитанциях ЖКХ был принят и в настоящее время в соответствии с внесенным Федеральным законом от 03.04.2018 N 61-ФЗ изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» статью 5 дополнена частью 10.3 следующего содержания:
«10.3. Не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.»;
1) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
2) социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;
6.3. A43-22643-2016_20170713_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii
6.1. A43-14386-2016_20170214_Reshenija_i_postanovlenija
6.2. A43-22643-2016_20170418_Reshenija_i_postanovlenija
6.10. A43-22221-2016_20171031_Opredelenie
6.9. A43-22221-2016_20170713_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii
6.8. A43-22221-2016_20170403_Reshenija_i_postanovlenija
6.7. A43-15569-2016_20171031_Opredelenie
6.6. A43-15569-2016_20170707_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii
6.5. A43-15569-2016_20170418_Reshenija_i_postanovlenija
6.4. A43-22643-2016_20171031_Opredelenie