Реклама в школьных дневниках недопустима

02.12.2018 3 Автор admin

В соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

Причем согласно разъяснениям ФАС России от 27.01.2016 № АК/4368/16 «О размещении рекламы на портале www.school.mosreg.ru» нормы Закона о рекламе не определяют форму школьных дневников, в которых запрещается распространение рекламы. Соответственно, данный запрет установлен для любой формы школьного дневника, в том числе электронного дневника на сайте dnevnik.ru.

Казалось бы все четко написано – нельзя размещать рекламу в школьных дневниках и все.

Однако в России действует организация со 100% долей иностранного участия ООО «Дневник.ру», которая считает, что на нее этот запрет не распространяется.

Вот что они пишут на своем сайте:

Интересно, что в ООО «Дневник.ру» прекрасно понимают, что в школьных дневниках не место рекламе. Однако они хотят денег. Поэтому ООО «Дневник.ру» придумало платную услугу «Отключение рекламы» и берет деньги с родителей обучающихся за то, чтобы в школьном дневнике их ребенка не было рекламы. Причем заявляют: «По многочисленным пожеланиям пользователей была реализована возможность отключения рекламы на страницах Дневник.ру!»

Однако жадность ООО «Дневник.ру» превысила здравый смысл (оценочное суждение), так как даже получая деньги за то, чтобы ребенок не видел рекламы, ООО «Дневник.ру» заявляет, что такая платная услуга не распространяется на рекламу собственных товаров, работ, услуг, которая продолжает распространяться на страницах школьного дневник.

А вот и Инструкция по отключению рекламы (с оплатой) с того же сайта:

Однако в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе  распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Следовательно ООО «Дневник.ру» незаконно оказывает платную услугу «Отключение рекламы», так как в силу закона о рекламе немедленное прекращение распространения рекламы по сетям электросвязи является обязанностью рекламораспространителя, а требование уплатить деньги за прекращение её направления противоречат ч. 1 статьи 18 Закона о рекламе. Более того, согласно сведениям официального сайта, ООО «Дневник.ру» не прекращает направлять рекламу собственных товаров, работ, услуг даже при подключении платной услуги «Отключение рекламы», то есть волеизъявления потребителей на отказ от получения рекламы

Общепринятое понятие Сайт, или веб-сайт (от англ. websiteweb — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети»), — одна или несколько логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера. Обычно сайт в Интернете представляет собой массив связанных данных, имеющий уникальный адрес и воспринимаемый пользователем как единое целое (см. Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/Сайт). Веб-сайт, как система электронных документов (файлов данных и кода) может принадлежать частному лицу или организации и быть доступным в компьютерной сети под общим доменным именем и IP-адресом или локально на одном компьютер.

В данном случае имеется сайт http://dnevnik.ru/, являющийся прежде всего электронным дневником обучающихся, пользующихся данным сайтом (собственно главное предназначение этого сайта прямо следует из его наименования).

При этом данный сайт может именоваться также порталом, так как Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта.

Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ относится к компетенции образовательных учреждений и регулируется соответствующими локальными нормативными актами образовательного учреждения. Электронный журнал успеваемости является государственным нормативно-финансовым документом, и ведение его является обязательным. Результатом работы по информационному наполнению электронных журналов успеваемости общеобразовательных организаций является предоставление получателю- пользователю актуальной и достоверной информации в форме электронных дневников обучающихся. Актуальность и достоверность информации, предоставляемой получателю электронного дневника, обеспечивается её регулярным обновлением.

Электронный дневник обучающегося представляет собой модуль электронного классного журнала. Пользователями электронного дневника, как части электронного классного журнала, являются обучающиеся и родители (законные представители). Родители (законные представители) и обучающиеся имеют доступ только к собственным данным, и используют электронный классный журнал для их просмотра и ведения переписки. Таким образом, электронный дневник обеспечивает возможность оперативного ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с результатами текущего контроля посещаемости уроков, успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.

Целью ведения электронных журналов и электронных дневников успеваемости является оперативное и объективное информирование родителей (законных представителей) о ходе и содержании образовательного процесса, а также о результатах текущего контроля посещаемости уроков, успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.

Учитывая вышеизложенное, ведение электронного дневника обучающегося посредством образовательной платформы ООО «Дневник.ру» (http://dnevnik.ru) является для конкретного образовательного учреждения обязательным в силу принятого им локального нормативного акта, связи с чем электронный дневник, доступный через профиль (учетную запись) конкретного ученика на сайте в сети «Интернет» по адресу http://dnevnik.ru, равнозначен школьному дневнику на бумажном носителе, а, следовательно, на него распространяются нормы действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.

Поэтому реклама, распространенная в электронном школьном дневнике в личном кабинете (учетной записи) учащегося на портале http://dnevnik.ru имеет признаки нарушения пункта 10 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Антимонопольные органы уже начали заниматься этим делом и, надеюсь, скоро вынесут решение, запретив организации со 100% долей иностранного участия ООО «Дневник.ру», размещать рекламу в электронных школьных дневниках.

3.1_Определение Санкт-Петербургского УФАС о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе

3.2_Определение Астраханского УФАС о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе

3.3_Определение Астраханского УФАС об объединении дел